menu

21:22
Девана (ч.1) — и супруга, и девственница, и мать, и девы — порочные и нет.

Дар солнца — свет Луны во теми...

Девана (Зевана, Дзевана, Диивика)

     Девана (Зевана, Дзевана, Диивика), в славянской мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, растительного и животного мира, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах (одна из Рожениц),1 образ девичьей стройности, олицетворение Луны, жена бога лесов Святобора.2
      У Деваны тройственный аспект -  Мать созданий,3
Охотница3 и Разрушительница.3 Возможно с Деваной связан культ амазонок у скифских племен. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура,4 а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.

    Девана не только охотница, но и медведица-оборотень.5 Святилища Деваны часто находились вблизи источников, озер или болот,6 символизируя плодородие растительного божества. Священные животные культа Деваны - собака (волк) и олень.7 Металл — серебро.

     Девану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам,8 помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.
    Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Девана отчасти напоминает греческую Артемиду и римскую Диану, богиню охоты.

      Символ Богини Деваны.

   Растение Солнца. Означает благодать, очищение, девственность. Отвращает злых духов.
     Из руты делался мощный оберег известный в Риме как Cimaruta или "веточка руты". Дело в том, культ римской Дианы и Деваны очень схож и тем более римская Диана не была родным божеством римлян. В Риме ей больше поклонялись рабы.9 Да и амулет "Веточка руты" очень похож на славянские амулеты подвески и наузы. А символ кукиша - давно известен на Руси как  защитный  символ. В "веточке руты" он присутсвует. Поэтому я приведу его изображение здесь.


Источник http://rodnovira.ucoz.ru/index/devana_zevana_dzevana/0-54


Сноски-пояснения (Артемий Северин):


    1. «Животные из пещеры Колдуна. В пещере Колдуна можно видеть изображения различных животных на стенах. Остановимся пока на одном из них — на рисунках, «выполненных в "размашистом” стиле тонкими гравировками, явно относящихся к иному историко-хронологическому периоду, скорее к эпохе энеолита-бронзы. В пользу этого мнения свидетельствует изображение человека в скорченном положении, как бы иллюстрируя трупоположение в могиле, характерное для ямно-катакомбного времени», рис. 23 [1, с. 79-80]. Здесь, как видим, совершенно иной сюжет.

    Сопровождающих подписей как будто бы нет, однако изгибы оленя представляют собой слоговые знаки. Текст гласит: МАРАЛ (вид оленя) – БОГЪ ЖИВОЙ. ПОДИ, БОГЪ, ВЪ БЕГЕ!, рис. 23 (Последовательность чтения участков изображения оленя от 1 до 9 показана справа). Тем самым изображение служит одновременно обращением к богу-Маралу, который должен появиться в беге и, вероятно, способствовать охотничьей удаче. О существовании бога-оленя мы прежде ничего не слышали. Такой бог для нас выглядит весьма новым и неожиданным. К тому же это не просто ОЛЕНЬ ВООБЩЕ, а именно Марал. Изображение оленя не одиноко. Его сопровождают надписи, находящиеся на стене справа и слева ( на рис. 23 я их все поместил слева, равно как и свое их чтение в пронумерованной последовательности). Попробуем прочитать сначала надписи, находящиеся справа. Первая из них в виде стопы означает слово БЕЧАДЬНЕ, то есть ПЕЧАТНЫЙ, второе – СОБОРЪ или СЪБОРЪ; вместе, как нам кажется, отражена идея коллекции изображений, удостоверенных печатью, то есть подлинных. Прежде нам неоднократно встречалось слово БЕЧАТА в смысле ПЕЧАТЬ, в том числе и на средневековых текстах, и это не озвончение первого слога, а его подлинное звучание, ибо слово БЕЧАТЬ происходит от глагола БИТЬ, БИЧЕВАТЬ, то есть ВЫСЕКАТЬ; тем самым слово БЕЧАТЬ означает ВЫБИТОЕ, ВЫСЕЧЕННОЕ.

    Изображение слева напоминает падающего человека с подогнутыми коленями. Изображение человека в палеолитических сюжетах вообще весьма редко, а в сочетании с изображением оленя-бога становится еще более интересным. Руки не показаны, зато ноги широко раздвинуты, как у рожающей женщины. Тем самым семантика рисунка отражает два принципиально важных для мифологии момента: наличие Рожаницы и ее связь с оленем. Невольно приходит на ум гипотеза Б.А. Рыбакова о том, что некогда Рожаницы были лосихами. То, что рисунок оленя символизирует марала, не должно удивлять. Марал входит в род оленей и относится к промысловым животным; однако его численность в настоящее время невелика; род лосей содержит всего один вид, который успешно сохранился до наших дней; поэтому небольшой семантический сдвиг с не сохранившегося марала на уцелевшего лося вполне допустим. Так что рожаницы-маралы со временем стали пониматься как рожаницы-лосихи.

    Еще более интересно чтение составных частей Рожаницы. Текст таков: ДЬВА БОГА: ВЬ ЛАДЕ, ЛЕЛИ. Таким образом, Рожаницы действительно являются богинями Ладой и Лелей. Поражает искусство, с которым слоговые знаки человек делал составными частями изображения, в данном случае Рожаницы. То, что их две, следует из текста. Но и из рисунка: одна богиня в антропоморфном облике рожает, другая, в зооморфном, бежит. Тем самым мы сталкиваемся с интересным объединением двух различных ипостасей божества: зооморфной и антропоморфной. Об этой дешифровке я уже сообщал в одной из публикаций [3, с. 10], относя их к палеолиту. Сейчас у меня такой уверенности в столь древней атрибуции именно этого сюжета нет, но понимание человека как роженицы сохраняется, ибо трупы не хоронят в странной позе с широко разведенными ногами.»

    «Еще более интересно чтение составных частей Рожаницы. Текст таков: ДЬВА БОГА: ВЬ ЛАДЕ, ЛЕЛИ. Таким образом, Рожаницы действительно являются богинями Ладой и Лелей. Поражает искусство, с которым слоговые знаки человек делал составными частями изображения, в данном случае Рожаницы. То, что их две, следует из текста. Но и из рисунка: одна богиня в антропоморфном облике рожает, другая, в зооморфном, бежит.»



          А также:


«В отличие от немногочисленных надписей культуры Винча трипольских надписей очень много. И нет ничего удивительного в том, что они могут быть прочитаны. Вот одна из них, относящаяся к раннему Триполью [12, с. 108, рис. 29]. Как видим, текст состоит всего из трех слов: МОЛЕМЪ ЖИВУ, ЛЕЛЮ! Здесь Леля объединилась с Живой в новый комплекс, отойдя от Лады.»

(Взято с сайта В.А. Чудинова www.chudinov.ru)


Таким образом, можно увидеть, что Рожаницы — это Лада и Леля, лосихи или оленихи. Но в дальнейшем одни боги сливались другими, в том числе Жива была и Дева, то есть, она же, Девана (думаю, достаточно простейшего языковедческого исследования, чтобы увидеть, что имя Девана появилось из Девы, так же как из Мары получилась Марена, Морана и, видимо, из Яра, как его жрица — Ярина, Арина, то есть, путем добавления: Имя + Она). Тогда ее закономерно назвать Рожаницей, видимо, в данном случае, получившейся из Лели и Живы. Хотя, в поздней мифологии это уже разные богини. Изначально-таки, по исследованиям Чудинова была лишь одна — Макошь. Она и мать, и богиня любви и все остальное.

Артемий Северин

Просмотров: 4718 | Добавил: Artemijseverin | Теги: два, Девственность, дух, Дева, чистота, Перун, Девана, Дива, одно, БОГ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Код *: